РЖД-Партнер,
11 ноября 2015 г.
Опасные грузы – спокойные нервы 1274 просмотра
Любая аварийная ситуация на транспорте может привести к непоправимым последствиям, особенно если речь идет о перевозке опасных грузов. И самым логичным решением, позволяющим избежать по крайней мере финансовых убытков, является страхование подобного груза. Однако вопрос о том, кто из участников перевозочного процесса должен нести основную страховую ответственность, остается пока открытым.
Грузовладелец, отзовись!
Зачастую страховое бремя приписывается перевозчику. Но, по словам начальника правления страхования транспортных операторов АО «СОГАЗ» Алексея Назина, на данный момент единственная область, где ответственность перевозчика страхуется в обязательном порядке, это морские перевозки. «Это страхование от загрязнений, разливов и т. д. Что касается железной дороги и автомобилей, то эта сфера находится в серой зоне. В то же время именно на перевозчике лежит ответственность за сохранность доставки груза. Помимо контролирующих органов, которые могут выписать штраф, предъявить претензии могут и грузополучатели», – прокомментировал он.
Однако, говоря об автомобильном транспорте в сложившихся экономических условиях, далеко не каждый перевозчик в состоянии выделять дополнительные средства на безопасность. Поэтому, по словам представителя одной из транспортных компаний, важно контролировать то, каким образом грузоотправитель осуществляет перевозку. «Если поднять законы, регулирующие грузоперевозки, получается, что везде фигурирует грузоотправитель – и при оформлении документов, и при отправке грузов, и т. д. Но по факту он вполне может заказать перевозку у нелегальной компании. Мы сейчас получили дополнительную финансовую нагрузку, поставили ГЛОНАСС, тахографы, оформили должным образом машины, обучили людей. Разумеется, в таких условиях нам приходится повышать тариф, естественно, появляется недобросовестный перевозчик, который везет дешевле. Несмотря на то, что мы выполняем все требования, груз может уйти к тем, кто возит по подложным документам», – пояснил А. Назин.
С этим согласен и начальник автотранспортной службы ЗАО «Транскемикл-экспресс» Александр Никишин. «Если мы начнем страховать ответственность за перевозку опасных грузов, то из-за увеличения наших издержек мы как легальный перевозчик будем вынуждены повышать тариф. Серый перевозчик как не платил, так и не будет платить, соответственно их рынок резко возрастет», – дополнил он. И такая практика диктуется грузовладельцами, которые не несут ответственности за груз. Но следует подчеркнуть, что здесь речь не идет о перекладывании обязательств. Перевозчик отвечает за груз в пути, но отправитель обязан нести ответственность за то, что выбирает перевозчика, пренебрегающего правилами безопасности.
Правда, участники транспортного рынка считают, что в ряде случаев должна быть предусмотрена и ответственность грузополучателя. «Мы сейчас обсуждаем вопрос ответственности за перевозку со стороны грузополучателя. Есть такое понятие, как самовывоз: я оплатил товар и пригнал свою машину. Тогда какая разница грузоотправителю, в чем я этот груз вывожу? Если же перевозку заказывает отправитель, это уже его ответственность», – считает А. Никишин.
Обязать законом
Положительный опыт в борьбе с серыми перевозчиками вполне может быть перенят у пассажирского сектора. По словам начальника отдела методологии Национального союза страховщиков ответственности Марии Артеменко, с данной проблемой пришлось столкнуться в рамках работы по № 67-ФЗ «Обязательное страхование ответственности перевозчиков, которые осуществляют перевозку пассажиров».
«В принципе, серые перевозчики в этом виде деятельности – это в основном мелкие компании. Во время действия этого закона они поняли, что страховаться проще, чем платить штраф, так как инспекторы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта просто могут остановить машину и проверить наличие страховки. Она не очень дорогая, поэтому компании проще ее купить и не иметь проблем. В этом году по итогам страховой деятельности за несколько лет союз сделал сверку с реестром официальных предприятий Ространснадзора. В результате удалось выявить тех перевозчиков, которые застраховали свою ответственность, но отсутствуют в официальном реестре, то есть действуют нелегально. Этот список ведомство получило, и сейчас он активно отрабатывается», – пояснила М. Артеменко.
Перевозчики не отрицают необходимости создания отдельного нормативного акта, регулирующего и перевозку опасных грузов. По словам руководителя отдела логистики ООО «РИАЛ-Логистик» Николая Захрямина, для того, чтобы решить вопрос об обязательном страховании ответственности грузоотправителя или перевозчика на законодательном уровне, нужно создать отдельную организацию, которая будет регулировать все процессы и на уровне правительства решать определенные вопросы. В случае если страхование ответственности станет обязательным, все небольшие серые компании уйдут с рынка, так как им просто будет невыгодно работать при таких условиях.
Однако ведомственные организации не вполне с этим согласны. «В отношении страхования ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов в обязательном порядке необходимо понимать обоснованность такого введения. По крайней мере с точки зрения возмещения вреда потерпевшему. Возникают проблемы с определением того, кто является ответственным за причиненный вред. К тому же в случае аварии очень трудно оценить масштабы возможного ущерба, для того чтобы сделать какой-то унифицированный закон», – считает главный специалист-эксперт отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Дмитрий Рудь.
Страхование не для всех
Однако сложности возникают и у тех, кто готов страховать ответственность хоть сейчас. «У нас иная проблема, мы бы очень хотели страховать именно транспортировку опасных грузов на путях необщего пользования, но права такого мы не имеем, оно предоставлено только ОАО «РЖД» как перевозчику. Мы же перевозчиком не являемся, а осуществляем подачу и уборку непосредственно на путях промышленного предприятия», – заявила заместитель генерального директора МГОАО «Промжелдортранс» Ирина Чертищева.
При этом при транспортировке, скажем, продуктов нефтепереработки с Московского НПЗ преодолевается путь в 5 км. И здесь, по словам И. Чертищевой, вопрос стоит перед всей системой промышленного железнодорожного транспорта, потому что иногда перевозка осуществляется и на расстояние до 20 км. «Но формально транспортировка и перевозка являются отдельными понятиями, и промышленный железнодорожный транспорт перевозчиком не является. Хотя, по сути, это та же самая операция, просто на других путях», – заключила она.
По словам М. Артеменко, если опасные объекты, где осуществляется транспортировка, зарегистрированы в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, то при аварии на путях необщего пользования по № 225-ФЗ («Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта») ущерб третьим лицам будет возмещен. Однако имущественный интерес предприятия в данном случае никак не застрахован, поэтому данный вопрос нужно решать с ОАО «РЖД».
Александра МОЖАРОВСКАЯ
Вся пресса за 11 ноября 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов, Страхование ОПО
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 июня 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Платные услуги по управлению рисками — возможность стимулировать рост страховщиков

|
|
Парламентская газета, 23 июня 2025 г.
Штрафы для таксистов без страхового полиса могут снизить в 25 раз

|
|
КонсультантПлюс, 23 июня 2025 г.
ВС РФ: Казначейство вправе проводить финансовый контроль в частных клиниках, работающих по ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Страхование длительного ухода в Китае снижает катастрофические расходы пожилых людей

|
|
Коммерсантъ-Уфа, 23 июня 2025 г.
«Уфаводоканал» заплатит 600 тысяч рублей за затопленный стоками автомобиль

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Кибератаки бьют по акциям: ущерб репутации снижает рыночную стоимость компаний на 27%

|
|
МК в Новосибирске, 23 июня 2025 г.
Новосибирская область в топ-3 по россии по мошенничеству с ОСАГО

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 23 июня 2025 г.
Топ-менеджеров трех крупных страховых компаний задержали в Минске за получение взяток

|
|
РИА Новости, 23 июня 2025 г.
Сорокина: цель страховщика — соблюсти грань между удобством и безопасностью

|
|
Комсомольская правда-Пермь, 23 июня 2025 г.
Медкарта в телефоне: как пермякам, не выходя из дома, узнать информацию о пройденном лечении

|
|
МК в Германии, 23 июня 2025 г.
Германия — Богатые платят больше? Где граница между налогом и социальной справедливостью

|
|
IT Channel News, 23 июня 2025 г.
У 40% россиян после утечки данных пытались взломать аккаунты

|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 июня 2025 г.
«Получили десятки тысяч евро и долларов». Три гендиректора крупных страховых компаний в Минске задержаны за взятки

|
|
Форпост Северо-Запад, Санкт-Петербург, 23 июня 2025 г.
В Петербурге полицейского отправили отрабатывать аферу с пьяным ДТП

|
|
ТАСС, 23 июня 2025 г.
Комитет ГД одобрил снижение штрафов за перевозку в легковом такси без ОСГОП

|
|
Чита.ру, 23 июня 2025 г.
«Ни страховки, ни поддержки». Общественника обеспокоили госслужащие, которые «добровольно-принудительно» тушат пожары в Забайкалье

|
|
АмурПресс, Хабаровск, 23 июня 2025 г.
Хабаровчанам рассказали, что Банк России упростил подачу жалоб

|
 Остальные материалы за 23 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|